Главная / Статьи / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА СЛУЖБЕ БИЗНЕСА

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА СЛУЖБЕ БИЗНЕСА

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА СЛУЖБЕ У БИЗНЕСА

Стратегия – как много в этом слове для сердца русского руководителя слилось, как много в нем отозвалось. Такая интерпретация классики с каждым годом становится все более и более актуальна для российского бизнеса.

Большинство компаний в последнее время всерьез задумываются, а многие даже активно занимаются внедрением стратегического управления. На сегодняшний день это уже не цепная реакция (разведка донесла, что у наших конкурентов есть стратегия, как же мы без нее живем – срочно разработать!), а четкое осознание собственниками бизнеса того, что стратегическое управление компании просто необходимо. Бурные 90-е закончились и на смену им пришел расчетливый ХХI век более взвешенного, продуманного бизнеса. У большинства предприятий появились частные собственники, для которых главной задачей является эффективное управление новым приобретением. Владельцы понимают, что компания может работать еще результативнее, если продумать стратегию и обеспечить действенный механизм ее реализации.

Определимся в понятиях.

Стратегия – наука войны, учение о лучшем расположении и потреблении всех военных сил и средств. Такое определение дает словарь Даля. Если же говорить о стратегии применительно к бизнесу, то в многочисленных книгах, посвященных стратегическому управлению, мы можем найти множество определений данного понятия. Приведем лишь некоторые их них:

Стратегия

  • обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании. По существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организацию руководствуется в своей деятельности (А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд).

  • унифицированный, интегрированный и понятный план, разработанный таким образом, чтобы быть уверенным в достижении целей предприятия (Глюк).

  • модель (образец поведения) в потоке будущих действий или решений (Минтсберг, Мак Хьюг).

Как мы видим из этих определений, ключевыми словами становятся: план, модель, интеграция, цель и будущее. Именно в светлое будущее направляют свои стопы руководители, принявшие внутреннее решение о внедрении стратегии в своей компании. Но путь это весьма извилист и на нем встречается множество трудностей и препятствий. На практике даже тщательно разработанная система стратегического управления во многих случаях не дает ожидаемого эффекта и, более того, требует неоправданно высоких ресурсозатрат (человеческих, временных, финансовых и т. д.).

Посему многие руководители часто задают вопрос о своевременности внедрения системы стратегического управления. Действительно, с какого момента компании реально необходимо именно стратегическое управление? Большинство экспертов сходятся во мнении, что с самого основания компании. Вопрос в том, что объемы применения инструментов стратегического управления будут значительно отличаться на огромном предприятии и в маленькой фирме.

Посмотрим на архитектуру стратегического управления:

  • Определение и формулирование целей организации.

  • Формулирование миссии, видения и стратегических намерений организации.

  • Трансляция целей организации на уровень стратегии в виде данности: вектора целей.

  • Стратегический анализ внешней и внутренней среды бизнеса.

  • Разработка стратегии.

  • Формализация стратегии.

  • Оценка формализованных стратегических альтернатив.

  • Стратегическое планирование.

  • Реализация стратегии.

  • Мониторинг, контроль и изменения.

Если немного упростить эту схему, то можно свести процесс стратегического управления к трем основным этапам – неизменно связанным друг с другом:

  • стратегический анализ;

  • разработка стратегии;

  • реализация стратегии.

По мнению практиков стратегического управления, основополагающими являются следующие утверждения:

1. При разработке стратегии необходимо помнить, что она должна быть согласована внутри компании. То есть добиваться следует в первую очередь не обеспечения абсолютной правильности намеченного пути, а того, чтобы разработанная стратегия была обязательно согласована с менеджерами компании, которые потом будут ее реализовывать. Это утверждение кажется на первый взгляд парадоксальным, но, тем не менее, доказывается практикой.

2. При обращении к консультантам нужно четко представлять себе тот объем услуг, который они могут предложить. Одна из распространенных ошибок заключается в том, что от консультантов ждут готовых решений. Но это неправильно. Стратегию компания должна сформулировать сама, а приглашенные консультанты помогут разработать методы ее реализации, не более того.

3. Еще одна проблема возникает при обращении к литературным источникам. Если сравнить два любых учебника по финансам и экономике, то выяснится, что 80% информации в них совпадает. Что же касается исследований по стратегии, здесь ситуация прямо противоположная - почти одинаковых по содержанию книг не существует. Дело в том, что стратегическое управление - это, с одной стороны, одна из самых слабоструктурированных областей менеджмента, а с другой - мощный инструмент, которым еще нужно научиться пользоваться. Единственное, чем похожи книги по стратегическому управлению, так это, пожалуй, трактовкой стратегического анализа. Практически в любой книге по стратегическому менеджменту рассказывается о большом количестве матриц, предназначенных для стратегического анализа и выработки стратегии. При этом на практике (речь идет о российском опыте) никто эти матрицы (за исключением, может быть, двух-трех) не применяет.

Поэтому если вы руководитель компании и четко приняли решение, что стратегия вашей организации просто необходима в силу объективных причин, то вам не стоит изобретать велосипед или гнаться за новомодными теориями – необходимо трезво оценить и проанализировать ситуацию и посоветоваться со специалистами. Причем лучше всего, чтобы специалисты эти были не теоретиками, т.к. мы часто сталкиваемся с тем, что теория находится на космическом расстоянии от практики.

Благо возможностей для этого сейчас предостаточно: книги, написанные практиками и консультантами по стратегическому управлению, консультанты и бизнес-семинары – все для того, чтобы вы развивались и выстраивали свой бизнес максимально эффективно!

Бор-Раменская Маргарита

 

 

сентябрь 10:00-17:00 АРХИВ ОРГАНИЗАЦИИ. Новые правила хранения документов Специалист Государственного архива СПб Заказать
июль 10:00-15:00 Изменения в трудовом законодательстве в 2016 году Березюк Ираида Константиновна Заказать
сентябрь 10:00-18:00 КАК ОТКРЫТЬ МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР (КЛИНИКУ) И ЗАЛОЖИТЬ ОСНОВЫ УСПЕШНОГО БИЗНЕСА Волков Андрей Владимирович Заказать
Новости
Ирина Крайникова
Генеральный директор Центра образования "Альфа и Омега"

“...Мы рады, что вы уже 16 лет доверяете нашей компании обучение своих специалистов! Каждый год мы разрабатываем новые, максимально полезные и эффективные программы курсов, семинаров и тренингов с ведущими преподавателями страны, для того чтобы Ваш бизнес процветал. Спасибо за доверие. Ждем Вас и ваших сотрудников на наших мероприятиях ”

Наши специалисты
Ираида Березюк

Юрисконсульт с многолетней практикой, ведущий преподаватель Инженерно-Экономического Университета и Санкт-Петербургского Государственного  Университета, член международной коллегии адвокатов. 

Андрей Волков

Кандидат медицинских наук, обладатель степени МВА Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, директор медицинской консалтинговой компании, опыт проведения семинаров более 12 лет.

Марго Бор

Практикующий специалист по маркетинговым коммуникациям. Опыт преподавательской деятельности 10 лет. Основные темы: управление современным media (стратегия и ее реализация), PR, media relations