Главная / Статьи / УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КОНТРОЛЛИНГ ИЛИ 3 КИТА ФИНАНСОВОГО ДИРЕКТОРА

УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КОНТРОЛЛИНГ ИЛИ 3 КИТА ФИНАНСОВОГО ДИРЕКТОРА

 

 Если зайти в поисковую систему, в которой 'найдется все' и спросить у нее, какой запрос один из самых популярных, то на удивление в списке рядом с такими титанами российского поиска как 'халява', 'музыка' и 'рефераты' можно встретить весьма неожиданный запрос: 'УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ'. Ежедневно люди интересуются данной темой и система выдает найденные файлы не менее 4000 раз в месяц!

И это вполне естественно, ведь ситуация такова, что толкает топ-менеджмент не только транснациональных корпораций, но и руководителей отечественных производств задуматься именно о затратах. Все стремятся снизить затраты и увеличить доход, при этом при переходе от простого снижения затрат к реализации стратегии управления затратами российские компании все чаще начинают использовать широкий набор различных методов расчета себестоимости. Наиболее часто практикуемые методы: маржинальный и функционально-процессный, новыми можно назвать подходы - пропускная калькуляция, таргет-костинг.
Усовершенствованная система управления затратами позволяет руководству по-новому посмотреть на внедрение бюджетирования в компании. Бюджетирование становится реальным экономическим методом управления организацией.
Бюджеты позволяют спрогнозировать, как будет складываться ситуация на различных этапах развития компании. В отличие от бизнес-планирования, которое дает лишь принципиальный ответ на вопрос о перспективности нового проекта, бюджетирование помогает оценить, как, где и когда следует использовать имеющиеся ресурсы, чтобы обеспечить повышение общей эффективности компании. Постановка внутрифирменного бюджетирования позволяет перейти от абстрактных понятий 'больше', 'меньше', 'лучше', 'хуже' к надежным количественным показателям. При таком переходе появляется реальная возможность оценивать эффективность бизнеса в целом, отдельных направлений и бизнес-процессов, управлять затратами и прибылью.
О чем мечтает каждый руководитель? Чтобы его бизнес был наиболее эффективным, т.е. прибыльным. Говоря об эффективности, введем такое понятие как КОНТРОЛЛИНГ.
Итак, сам термин зародился в Америке, в 70-е годы перекочевал в Западную Европу, а затем в начале 90-х в Россию. Контроллинг стал ответом экономической мысли на беспрецедентное усложнение внешней и внутренней среды функционирования бизнеса. Определение контроллинга встречается во многих работах известных западных и российских ученых, сведем его к следующей характеристике: контроллинг - экономический инструментарий для повышения прибыльности бизнеса. Он ведет не только к оптимизации затрат, но и к общему повышению эффективности деятельности компании.
Контроллинг - набор методик, направленных на совершенствование учетной политики и управленческой практики предприятий, исходя из финансовых критериев успешности функционирования предприятия.
Целевая задача контроллинга - построение на предприятии эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений.

С помощью него могут быть решены следующие традиционные проблемы учета и управления в компании:

  • Низкая платежная дисциплина структурных подразделений;
  • Неконтролируемая дебиторская задолженность;
  • Слабое управление затратами: отсутствие четкого понимания структуры затрат и их целесообразности;
  • Неверное определение прибыльности филиалов и видов бизнеса;
  • Нехватка оборотных средств;


Контроллинг не только позволяет считать затраты по-новому, более естественно, но и стимулирует высшее руководство думать в финансовых категориях, перемещая технологическое управление непосредственно к производственному процессу.

Результатом становится система, которая способствует повышению эффективности деятельности предприятия и позволяет:

  • Предвидеть результаты деятельности.
  • Планировать деятельность, с целью повышения эффективности использования ресурсов предприятия.
  • Своевременно получать точную информацию необходимую для принятия управленческих решений.
  • Эффективно использовать налоговое планирование и схемы оптимизации (минимизации) налогообложения.


Конечно, в организации максимально заинтересованы во внедрении контроллинга прежде всего владельцы капитала, а так же руководящий состав (ТОП) результативность деятельности которого определяется эффективностью деятельности предприятия. Цепочка может продвигаться и далее, вплоть до конкретного исполнителя, это вопрос мотивации сотрудников организации.
Кто же по факту занимается в организации всеми этими процессами? Специалисты, реализующие функции контроллинга на предприятии, обычно называются контроллерами. В идеале контроллеры - это навигаторы руководителей при достижении целей, внутренние консультанты по вопросам экономики, организации и управления для руководителей функциональных сфер деятельности, а также - системные координаторы и интеграторы бизнес - процессов.

Контроллеры выполняют следующие функции:
1. Разработка систем и поддержка процессов планирования и контроля деятельности предприятия;
2. Организация сбора, измерения, анализа и интерпретации плановых и отчетных данных, а также внешней и внутренней информации, прямо или косвенно связанной с видами деятельности предприятия;
3. Структурирование организационных систем и бизнес - процессов;
4. Координация и интеграция процессов управления в сфере разработок, закупок, логистики, производства, продаж, финансирования;
5. Обеспечение прозрачности, понятности и объективной интерпретации полученных результатов;
6. Формирование интегрированной концепции управления предприятием и адекватной современным требованиям менеджмента инфраструктуры: рыночно ориентированных оргструктур, систем информационного обеспечения всех функциональных сфер деятельности предприятия.

В России, как и в Америке многое из того, что традиционно ассоциируется с должностью и функциями контроллера, непосредственно входит в обязанности вице-президента или директора по финансам. В дополнение к традиционным функциям такие 'контроллеры' вовлечены в значительно больший круг бизнес - операций.
Они отвечают за выполнение функции финансового учета, наполнение основных компонентов информационных систем и так далее, и так далее.
Резюмируем сказанное выше. Главное в контроллинге - сегодня внедрять то, о чем другие будут думать только завтра, что позволяет применить самые современные методы менеджмента намного раньше конкурентов. Современному российскому менеджеру, которому для успеха в бизнесе необходимы инновации, контроллинг активно способствует в этом направлении.

Контроллинг представляет образец мышления менеджера, нацеленного в будущее.
Кто же научит молодого, но активного финансового директора, образ мыслей которого очень даже нацелен в будущее, всем этим премудростям не только контроллинга но и основных ранее рассматриваемых понятий успешного бизнеса?

Современная система российского образования по этим направлениям весьма молода и находится на этапе становления. В большинстве университетов и экономических факультетов все еще преобладает акцент на подготовку специалистов в области финансового учета, анализа и аудита. Однако, в настоящее время существует значительный разрыв между реальными потребностями предприятий и знаниями, навыками и способностями, преподаваемыми студентам в университетах. Последние американские исследования в области современных методов управления внутри организации пришли к закономерному выводу, что образование по контроллингу и бухучету должно быть трансформировано в соответствии с рыночным спросом на необходимые комплексные знания, навыки и способности. 'Нежелание сделать это может стать роковым' - подчеркивают авторы исследования. В России потребности в новых (современных) знаниях удовлетворяются, в основном, либо в рамках второго высшего экономического образования в тех университетах, которые близки к нуждам предприятий, либо путем переподготовки на специализированных краткосрочных курсах и семинарах, которые читают известные специалисты-практики. Ведь только на практических кейсах можно постичь все премудрости современной системы управления бизнесом, для того, чтобы дальше с уверенностью и оптимизмом смотреть в будущее.

 

Бор-Раменская Маргарита

сентябрь 10:00-17:00 АРХИВ ОРГАНИЗАЦИИ. Новые правила хранения документов Специалист Государственного архива СПб Заказать
июль 10:00-15:00 Изменения в трудовом законодательстве в 2016 году Березюк Ираида Константиновна Заказать
сентябрь 10:00-18:00 КАК ОТКРЫТЬ МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР (КЛИНИКУ) И ЗАЛОЖИТЬ ОСНОВЫ УСПЕШНОГО БИЗНЕСА Волков Андрей Владимирович Заказать
Новости
Ирина Крайникова
Генеральный директор Центра образования "Альфа и Омега"

“...Мы рады, что вы уже 16 лет доверяете нашей компании обучение своих специалистов! Каждый год мы разрабатываем новые, максимально полезные и эффективные программы курсов, семинаров и тренингов с ведущими преподавателями страны, для того чтобы Ваш бизнес процветал. Спасибо за доверие. Ждем Вас и ваших сотрудников на наших мероприятиях ”

Наши специалисты
Ираида Березюк

Юрисконсульт с многолетней практикой, ведущий преподаватель Инженерно-Экономического Университета и Санкт-Петербургского Государственного  Университета, член международной коллегии адвокатов. 

Андрей Волков

Кандидат медицинских наук, обладатель степени МВА Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, директор медицинской консалтинговой компании, опыт проведения семинаров более 12 лет.

Марго Бор

Практикующий специалист по маркетинговым коммуникациям. Опыт преподавательской деятельности 10 лет. Основные темы: управление современным media (стратегия и ее реализация), PR, media relations